Техническое обслуживание узлов ходовых систем

Требования по обслуживанию узлов ходовых систем прописаны в паспортах изделий и руководствах по эксплуатации техники. Выполнение требований влияет на решение о признание случаев поломки или выхода из строя запасных частей гарантийными.

К основным показателям технического состояния ходовой системы гусеничной техники относятся: натяжение гусениц, износ беговых дорожек звеньев, втулок и грунтозацепов гусеницы, износ зубьев ведущих колес, износ беговых дорожек направляющих колес, опорных и поддерживающих катков, зазоры в подшипниковых узлах системы.

Техническое состояние ходовой системы напрямую влияет на показатели эффективности использования техники. Так, при неправильном натяжении гусениц у трактора на его передвижение требуется мощности до 10 % больше обычного, т. е. меньше мощности остается для полезной работы. Для предотвращения внезапных отказов, преждевременных износов и разрегулировок следует своевременно (в соответствии с установленной производителем техники периодичностью техобслуживания) проверять состояние узлов ходовой системы и при необходимости устранять повреждения.

ИНТЕРВАЛЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ХОДОВОЙ ЧАСТИ

Рекомендованные интервалы технического обслуживания ходовой части:

Ежесменно или каждые 10 часов:

  • Визуальный осмотр ходовой части.

  • Очистка от грязи, камней, просыпи и т.п. Обращать особое внимание на степень натяжения гусениц и забивку пространства между звеньями, втулками и башмаком.

Каждые 50 часов или раз в неделю:

  • Контроль пальцев шарниров гусениц с консистентной и жидкой смазкой шарниров на нагрев пальцев и утечку смазки.

Каждые 250 часов или раз в месяц:

  • Замер и регулировка натяжения гусениц.

  • Контроль момента затяжки и подтяжка всех башмачных болтов.

Данные обо всех обнаруженных неисправностях и проведенных работах по их устранению должны вноситься в бортовой журнал.

ВИЗУАЛЬНЫЙ ОСМОТР ХОДОВОЙ ЧАСТИ

1. Перед началом работы оператор техники должен провести визуальный осмотр деталей гусениц, опорных и поддерживающих катков, натяжных и ведущих колес, обращая при этом особое внимание на наличие возможных признаков ослабления крепежных болтов, особенно башмачных. При обнаружении ослабленных болтов необходимо их сразу же подтянуть до требуемого момента затяжки на величину, указанную в паспорте изделия, либо рекомендованную в руководстве по эксплуатации техники.

2. Осматриваются поддерживающие катки, опорные катки инатяжное колесо на предмет возможной утечки масла. Если техника оснащена гусеницами с консистентной или жидкой смазкой шарниров, то необходимо проверить гусеницы на наличие возможных утечек вобласти шарниров.

3. При перемещении на малой скорости по площадке необходимо прислушиваться, не возникают ли какие-либо скрипы, стуки или другие нехарактерные шумы.

4. При обнаружении повышенного износа или утечек масла необходимо провести техническое обслуживание или ремонт для восстановления нормальной работы узла, либо обратиться в сервисный центр для проведения такого обслуживания или ремонта

ОСМОТР ШАРНИРОВ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ

1. В ходе эксплуатации машины оператор должен прислушиваться ккаким-либо нехарактерным шумам и скрипам. Таким образом можно вовремя выявить сочленения, вкоторых отсутствует смазка, трещины и поломки в башмаках.

2. Необходимо проверять шарниры гусеницы на наличие созвенков без смазки не реже чем раз внеделю. После остановки машины можно осторожно потрогать пальцы или втулки тыльной стороной ладони вперчатке.

В случае обнаружения шарниров, температура которых на ощупь чересчур высока (выше 50°C)

необходимо отметить эти шарниры.

3. Вместо тыльной стороны ладони можно использовать инфракрасный термометр. Необходимо отметить те соединения, температура которых чересчур высока (выше 50°C).

4. Если количество отмеченных шарниров в гарантийный период превышает 10% от общего коли-

чества созвенков гусеницы и видны следы потеков масла из шарнира, необходимо обратиться к поставщику гусеницы с претензией на течь шарниров для ремонта или замены гусеницы.

ЗАМЕР И РЕГУЛИРОВКА НАТЯЖЕНИЯ ГУСЕНИЦ ТРАКТОРОВ

Провисание гусеницы над поддерживающим катком является параметром, обычно использующимся для того, чтобы определить степень ее натяжения.

  • Для того, чтобы узнать величину провисания А гусеницы тракторов с традиционным расположением ведущего колеса (овальная форма ходовой системы), нужно положить прямой брусок (пруток) на грунтозацепы башмаков, которые находятся между поддерживающим катком инатяжным колесом и рулеткой замерить зазор между поверхностью бруска инаиболее низко расположенным грунтозацепом.

  • После получения размера провисания гусеницы А нужно его сравнить с рекомендуемой руководством по эксплуатации трактора величиной и при необходимости отрегулировать натяжение.


Чтобы узнать, насколько провисает гусеница бульдозера с верхним расположением ведущего колеса (треугольная форма ходовой системы), нужно натянуть нить между ведущим колесом и передним натяжным колесом и рулеткой измерить расстояние между нитью и верхней частью грунтозацепов башмака. Значение A будет представлять собой максимальное провисание гусеницы.

Если на машине предусмотрен поддерживающий каток, то необходимо вычислить среднее значение размеров В и С.


В общем случае рекомендуется (если это не противоречит указаниям в инструкции по техобслуживанию), чтобы величина провисания гусеницы А была от L/25 до L/35, где L – расстояние между грунтозацепами башмаков, на которых лежит брус.

ЗАМЕР И РЕГУЛИРОВКА НАТЯЖЕНИЯ ГУСЕНИЦ ЭКСКАВАТОРОВ

Для определения натяжения гусеницы гидравлического экскаватора необходимо медленно приподнять ходовую часть спомощью стрелы ирукояти экскаватора, затем применяя меры предосторожности на случай внезапного падения ходовой части, измерить зазор между нижней частью ходовой рамы иверхней частью башмака гусеницы (расстояние A). Зазор B можно определить, измерив расстояние между беговыми дорожками опорного катка извена гусеничной цепи. Расстояние Адолжно быть таким, чтобы зазор B составлял от 60 до 100 мм для мини-экскаваторов и экскаваторовсредней массы, иот 100 до 150мм для больших гидравлических экскаваторов.



Как упрощенный вариант (без поднятия гусеничной тележки) можно замерять провисание гусеницы аналогично замеру на тракторе с овальной формой ходовой, рекомендуемая величина должна быть от L/35 до L/50, где L – расстояние между грунтозацепами башмаков, на которых лежит брус.

Для правильного натяжения нужно сравнить величину провисания с рекомендуемой руководством по эксплуатации конкретной модели экскаватора величиной и при необходимости отрегулировать натяжение.

КОНТРОЛЬ МОМЕНТА ЗАТЯЖКИ БАШМАЧНЫХ БОЛТОВ

Ослабление крепления башмачных болтов ведет к поломке как болтов, так и утере и поломке башмаков, невозможности полноценного восстановления гусеницы из-за того, что отверстия в звеньях и башмаках становятся овальными и появляется дополнительный зазор между ними и башмачными болтами.

Момент затяжки отличается для башмачных болтов разных типоразмеров, при проверке и подтяжке необходимо соблюдать рекомендованный производителем момент затяжки для конкретного типоразмера резьбы болта.

При установке новой гусеницы на технику необходимо проверять момент затяжки башмачных болтов каждые 10 часов в течение первых 60 часов работы. Дальнейшая проверка моментов затяжки должна проводиться регулярно в соответствии с рекомендациями производителя в паспорте изделия и / или опытом эксплуатации техники его оператором, но не реже чем через 250 часов, у гусениц с жидкой смазкой шарниров – через 100 часов. При проверке момента затяжки и подтяжке башмачных болтов необходимо использовать специальный динамометрический ключ или мультипликатор, настроенный на требуемый момент. При затяжке болты усилия по вращению нужно распределять равномерно, без рывков. Болты необходимо затягивать согласно схеме, приведённой на рисунке (крест-накрест). Как только нужное значение момента затяжки будет достигнуто, нужно прекратить затягивать болты. Перетяжка болта ведет к превышению предела текучести и удлинению тела болта, что, в свою очередь, ведет к ослаблению момента затяжки и, впоследствии, к поломке болта.