Контролируемые факторы

Устранение или снижение подконтрольных причин износа является основным фактором повышение ресурса узлов ходовой части. Так как они могут контролироваться, эти изменения выбираются оператором машины или разработчиком технологии проведения работ и играют основную роль в продлении жизни ходовой. Правильно выбранная технология работы, точное соблюдение графика технического обслуживания и ежедневный осмотр поможет свести расходы при эксплуатации и простой машины к минимуму.

НАТЯЖЕНИЕ ГУСЕНИЦЫ

Налипание грунта является основной причиной чрезмерного натяжения гусеницы. Неверное натяжение цепи ведет к ускоренному износу компонентов ходовой системы. Перетянутая гусеница может сократить срок службы втулок гусеницы и ведущих колес в 2,5-3 раза. Это также приводит к снижению производительности (из-за потери тяги) и увеличивает расход топлива.

ПРИМЕНЯЕМЫЕ БАШМАКИ

Основная задача башмаков - обеспечить проходимость машины и хорошее сцепление с грунтом. Проходимость - это способность машины передвигаться на мягком грунте или по грязи. Правильная проходимость обеспечивается в случае, когда грунтозацепы башмаков полностью проникают в грунт, при этом сами башмаки не должны погружаться ниже поверхности земли. Башмаки, имеющие ширину большую, чем это необходимо, наносят прямой ущерб ходовой системе. Фактически чем шире башмак, тем выше крутящий момент, который будет передаваться на узлы ходовой системы каждый раз, когда машина наезжает на неровности, а также при работе на каменистом грунте. Так как пальцы и втулки гусеницы являются элементами, на которые непосредственно воздействует крутящий момент от привода машины, а от башмаков следует реакция опоры, то эти детали будут затронуты больше всего. Также от создающихся переменных нагрузок будут страдать опорные катки, ведущие колеса и направляющие колеса.

Основные виды воздействия на узлы ходовой системы, связанные с применением излишне широких башмаков:

  • Непродуктивное сопротивление поворотам, что ведет к уменьшению полезной мощности двигателя и увеличению расхода топлива. Повороты приводят к дополнительным изгибающим нагрузкам на детали гусеницы и увеличению износа кромок башмаков.
  • Структурные проблемы башмаков, включая их сгибание, образование трещин, поломка и т.п.
  • Повышенный износ пальцев и втулок.
  • Возможное выпрессовывание пальцев и втулок из звеньев.
  • Снижение долговечности шарнирных соединений гусеницы. При применении широких башмаков в условиях ударных нагрузок увеличиваются изгибающие усилия, которые приводят к «раскрытию» уплотняемых поверхностей деталей гусеницы. Это может повлечь за собой потерю смазки, что, в свою очередь, ведет к внутреннему износу шарниров и вытяжке гусеницы по шагу.
  • Вытягивание резьбы или поломка башмачных болтов с последующим разбитием отверстий под болты в звеньях и башмаках, поломкой и утерей башмаков.
  • Снижение срока службы звеньев, реборд катка и центральной реборды натяжного колеса.

СООСНОСТЬ УСТАНОВКИ ГУСЕНИЧНЫХ ТЕЛЕЖЕК И УЗЛОВ ХОДОВОЙ СИСТЕМЫ НА ИХ РАМАХ

  • Точная соосная установка узлов ходовой системы максимально важна для избегания их ускоренного и несбалансированного износа.
  • Чем больше и тяжелее машина и чем выше ударные нагрузки, тем больше вероятность появления временных или постоянных проблем с нарушением соосности.
  • Нарушение соосности рамы тележки и звездочки повлияет одинаково на износ всех звеньев.
  • Нарушение параллельности оси тележки и оси трактора повлияет на износ катков в неодинаковой степени, с передних до задних, и на износ внутренних и наружных участков беговых дорожек и наружных реборд катков.
  • Любое осевое расхождение на катках, направляющих и ведущих колесах увеличивает износ беговых дорожек звеньев и реборд опорных и поддерживающих катков, натяжного колеса и сторон ведущего колеса.
  • Прямизна рамы тележки в горизонтальной плоскости не повлияет на гусеницу, но отразится на беговых дорожках передних и/или задних катков по сравнению с центральными.
  • Поддерживающие катки можно использовать в качестве визуального индикатора соосности рамы тележки, но это менее надежно по сравнению с опорными катками.
  • Излишне натянутая гусеница усиливает дефекты, вызываемые нарушением соосности, так как она увеличивает нагрузки на взаимодействующие компоненты.

СВОЕВРЕМЕННАЯ ОЧИСТКА ХОДОВОЙ СИСТЕМЫ И ПРАВИЛЬНАЯ СТОЯНКА

Эти два фактора часто остаются без должного внимания, хотя они могут существенно повлиять на продолжительность жизни узлов ходовой системы. Максимально частая чистка ходовой системы помогает удалить налипающий материал, абразив, химикаты, которые сокращают срок ее службы. Это особенно важно при работе в условиях низких температур. Налипшие и примерзшие материалы, абразивы и химикаты ведут к излишнему натяжению гусениц, могут помешать вращению поддерживающих и опорных катков, а также направляющих колес, что приводит к образованию пятен износа на поверхности их беговых дорожек и выходу из строя уплотнений. Очистка также облегчает проверку узлов ходовой системы на наличие неисправностей и определение величин их износа. Машина всегда должна находиться на стоянке на ровной и плоской поверхности, так как при остановке на склоне в течение долгого периода происходит статистическая нагрузка на одну сторону уплотнений, в результате может произойти их пластическая деформация, которая в свою очередь может привести к потере смазки из катков, направляющих колес и шарниров гусениц с жидкой смазкой.