?

ИЗНОС И ПОЛОМКИ БАШМАКОВ

Равномерный износ грунтозацепа

Когда износ равномерный по всей поверхности грунтозацепа башмака, то его считают «нормальным».

Причины

Скользящий контакт с грунтом.

Факторы, ускоряющие износ

Любые факторы, увеличивающие силу контакта с грунтом и этим вызывающие стирание грунтозацепа башмака, будут способствовать износу. Эти факторы включают в себя следующие: вес машины, ее мощность, скорость передвижения, давление на грунт, абразивность грунта, рельеф местности, а также факторы, возникающие в процессе эксплуатации машины и вызывающие неэффективные повороты и пробуксовку.

Производимый эффект

  • Пониженная тяга
  • Изгиб
  • Уменьшение возможности ремонта грунтозацепа по мере истечения срока его эксплуатации.

Профилактика и устранение

  • Устранение или минимизация влияния контролируемых факторов на ходовую систему.
  • Использование усиленных башмаков, если обычные башмаки приходиться менять до износа звена или ремонта с переворотом втулок и пальцев.

Угловой износ конца грунтозацепа

Концы грунтозацепа быстрее подвергаются износу, чем его центральные части.

Причины

Те же самые, что и при равномерном износе, но здесь решающую роль играют условия грунта и факторы, ускоряющие износ.

Факторы, ускоряющие износ

Высокое давление на грунт может быть губительным для углов грунтозацепов, особенно при одновременном использовании широких башмаков и постоянными и резкими поворотами при эксплуатации машины.

Производимый эффект

Сокращённый цикл жизни грунтозацепов и пониженное сцепление с грунтом.

Профилактика и устранение

Использовать башмаки минимально возможной ширины, а также устранять или минимизировать влияние контролируемых факторов на ходовую систему


Износ и деформация полки башмака

Сгибание и износ полки башмака, включая переднюю и заднюю кромки.

Причины

Основные причины те же самые, что и при равномерном износе.

Факторы, ускоряющие износ

  • Быстрый износ башмаков в случае их интенсивной эксплуатации.
  • Высокая абразивность грунта и частицы горных пород, проникающие в зону наложения верхней и нижней кромок башмака, приведут к более быстрому износу этих частей башмака.
  • На верхние и нижние кромки башмака также влияют последствия внутреннего износа шарнира.

Производимый эффект

  • Отсутствие сцепления с грунтом и невозможность восстановления грунтозацепов.
  • Риск поломки.

Профилактика и устранение

  • Те же самые, что и при равномерном износе грунтозацепа.
  • Использовать башмаки минимально возможной ширины, а также устранять или минимизировать влияние контролируемых факторов на ходовую систему.
  • Установить гусеничную цепь с уплотнениями и жидкой шарнирной смазкой в случае если износ верхней и нижней кромок башмака оказывает большое влияние.

Трещины и поломка башмака

Причины

Когда нагрузка на башмаки из-за оказываемого давления больше сопротивляемости материалов, это может привести к появлению трещин и поломкам.

Факторы, ускоряющие износ

Помимо типичных катализаторов, самым важным фактором для контроля сопротивляемости башмака внешним воздействиям является ширина башмака.

Профилактика и устранение

  • Пониженный срок эксплуатации башмаков.
  • Затраты на замену башмаков.

Способы устранения

Лучшим решением является выбор максимально узких башмаков, которые обеспечили бы нормальную проходимость. Надо использовать усиленные башмаки в случае проведения тяжёлых работ.


Деформация отверстия под болт

Разбивание отверстий под башмачные болты.

Причины

Ослабление крепления болтов из-за:

  • недостаточного момента затяжки при установке башмаков;
  • недостаточно ровных сопрягаемых поверхностей звена и башмака;
  • вытяжки болта из-за недостаточности класса прочности и чрезмерных нагрузок, превосходящих его предел текучести, высоких нагрузок при работах на скальном грунте.

Факторы, ускоряющие износ

  • Очень широкие башмаки
  • Превышение необходимого момента затяжки болтов при установке башмаков.

Производимый эффект

  • Поломка башмачных болтов и башмаков
  • Сокращение ресурса работоспособности башмаков
  • Потеря возможности использования башмаков после восстановления грунтозацепов
  • Возможное повреждение отверстий под болты в звеньях цепи.

Профилактика и устранение

  • Выбрать максимально узкие башмаки, которые обеспечили бы нормальную проходимость. При использовании широких башмаков применять башмаки со срезами на концах грунтозацепов для снижения нагрузок при поворотах техники.
  • Использовать усиленные башмаки, если обычные башмаки изгибаются.
  • Всегда использовать правильный момент затяжки болта и следовать инструкциям по затяжке болта.
  • Обязательно убрать краску, пыль и ржавчину с соприкасающихся поверхностей звеньев цепи и башмаков в момент их установки.
  • Использовать новые башмачные болты и гайки при установке на гусеничную цепь новых башмаков.
  • Периодически (не реже раза в неделю) проверять момент затяжки (протягивать с требуемым моментом) башмачных болтов.