Частично контролируемые факторы

По определению, оператор может лишь незначительно повлиять на описанные выше условия работы машины и грунты. В общем, работы должны выполняться в соответствии с условиями окружающей среды, в которых работает машина. Однако оператор может сократить износ ходовой путем правильных настроек определенных параметров, которые находятся под его контролем. Эти частично контролируемые факторы определяются как условиями эксплуатации, так и действиями машиниста.

СКОРОСТЬ

Уровень износа напрямую зависит от скорости и пройденного расстояния, а не от отработанных часов. Фактически износ всех компонентов увеличивается пропорционально увеличению скорости. Это происходит в результате возрастания ударных нагрузок и частоты, с которой трущиеся поверхности соприкасаются.

Повышение скорости, из-за увеличения ударных нагрузок, прямо влияет на взаимный износ пальцев и втулок гусениц, зубьев ведущих колес и втулок гусениц, беговых дорожек звеньев гусениц, опорных катков и натяжных колес, а также косвенно влияет на износ грунтозацепов башмаков из-за более мощных ударов о грунт. Движение на большой скорости задним ходом ускоряет износ области соприкосновения втулок и зубьев ведущего колеса, при этом на них действуют наибольшие нагрузки.

Для достижения оптимальной рабочей скорости рекомендуется избегать высокой скорости, не ведущей к повышению производительности, способной возместить повышение износа узлов ходовой системы, также необходимо избегать непроизводительного переключения вперёд-назад. Более того, в случае работы на тяжелом грунте должна поддерживаться настолько низкая скорость, насколько это достаточно для выполнения работы.

ПОВОРОТЫ

Интенсивность износа повышается при поворотах. Результатом поворота является увеличение нагрузок между взаимодействующими деталями узлов ходовой системы, особенно на поверхности по сторонам беговых дорожек звеньев и на реборды роликов катков и направляющих колес.

При повороте задним ходом износ втулки и ведущего колеса ускорен по сравнению с износом при повороте во время движения вперед.

Для баланса износа узлов ходовой системы тележек с обеих сторон, следует избегать поворотов только в одном направлении. Если повороты в одну сторону обусловлены технологией работы, односторонний износ можно компенсировать за счет перемены местами узлов ходовой системы с одной стороны машины на другую в середине срока их службы.

ПРОТИВОВРАЩЕНИЕ

Противовращение – поворот машины на одном месте за счет того, что одна гусеница движется вперед, тогда как другая движется назад. Такой способностью обладают тракторы и экскаваторы на гидростатическом и электрическом приводе.

Этот метод поворота необходимо использовать разумно, так как при одинаковой скорости и на одном и том же грунте нагрузка на стороны компонентов ходовой значительно больше, чем при нормальном повороте.

БУКСОВАНИЕ И ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЕ ГУСЕНИЦЫ

Проскальзывание гусеницы влечет за собой увеличение износа всех узлов ходовой системы без выполнения полезной работы.

Особенно при буксовании изнашиваются грунтозацепы башмаков гусениц из-за сопротивления грунта срезающим усилиям ножа бульдозера.

БУЛЬДОЗИРОВАНИЕ ОДНОЙ СТОРОНОЙ И ДРУГИЕ РАБОТЫ

Неравный износ сторон ходовой системы происходит при больших нагрузках на одну сторону ходовой, чем на другую. Скорость износа возрастает пропорционально используемой мощности, налипания и проскальзывания. Это типично для неравномерного перемещения грунта, работе с односторонней нагрузкой на отвал, загрузкой грунта и т.п.

Для минимизации эффекта износа рабочих поверхностей целесообразно менять условия эксплуатации и технологию работы машины, например, режим работы, направление загрузки отвала.

ДВИЖЕНИЕ ЗАДНИМ ХОДОМ

Движение задним ходом приводит к большему износу втулок и ведущего колеса, чем при движении вперед. Так как движение назад непродуктивно, рекомендуется избегать движения задним ходом.